Я психотерапевт, я это умею, у меня всегда будет клиент. Я сам работаю на себя. Мы впервые попробовали объединить людей, создать школу, методический центр, приобрести опыт и тиражировать его. Именно тогда эта модель и возникла. У нас не было цели создать единственный центр в Томске. В команде сильные личности, в одном центре вряд ли уживутся. Изначально хотели распространить методологию на всю Россию, а потом и за ее пределы. Спрос на эту услугу всегда был, а денег у нас не было, но они были и не нужны. Чтобы дать объявление о том, что мы предлагаем уникальную услугу, много денег не нужно. Потом стали помогать люди в регионах, которые у нас похудели. «Хотите, мы будем собирать для Вас группы и говорить, какие Вы хорошие специалисты?» В Томске проходила курс женщина, а сама она родом из Якутска. Нас пригласили в Якутск, а там ею уже была собрана группа. Также начинался Краснодар. Наш сегодняшний партнер Ирина Мальцева посещала группу в Санкт-Петербурге, поверила в эту методологию. Одно время мы этот фактор серьезно использовали.
Первые два года было полное отсутствие прибыли. Просто мы учились. До создания центра психотерапия избыточно нашей команды, все практиковали по этой методологии с начала 90-х. Они все выходцы с одной кафедры. Но основной толчок был в 2001 году. В основу управления мы положили не жесткую вертикаль снизу доверху, а партнерские отношения. Один отвечает за одно, второй за другое, третий за третье. Все партнеры равны. Главный принцип — если все партнеры не договорились, решение не принимается.
Первые года два, до 2003 года, были одни ошибки. Неправильно поданная реклама, отсутствие единой кадровой политики, стремление снизить издержки в то время, как нужно было стремиться увеличить доход. В какой-то момент мы поняли, что затраты уже не уменьшить. Возник очевидный вопрос: как увеличить количество клиентов? Мы решили снимать красивые офисы, улучшать сервис клиентам, снимать имиджевые фильмы про наш центр, публиковать большим тиражом книги наших специалистов, вкладывать в интернет-проекты, в телевизионную рекламу, платить достойную зарплату администраторам. Администраторы в салоне красоты получали 7-8 тыс. рублей, наши администраторы-консультанты зарабатывали в два-три раза больше. Был осознан такой принцип — чем больше работает людей в системе, тем богаче становится организация.
И, несмотря на то, что в результате пришлось увеличить цену на нашу услугу, к нам пошли серьезные клиенты.
Но ведь ошибки ча- Совершенно сто приводят к про- верно. В ре- вильным решениям? гионах для удешевления работы на роль консультантов на телефоне мы нанимали людей-инвалидов. Они постоянно дома, им удобно работать диспетчерами. Потом поняли, что это тупиковый путь. Клиент должен увидеть хороший офис, красивых людей, кто и где с ним будет работать. Поэтому с 2004 года стали снимать офисы для первичных консультаций во всех регионах. Параллельно перешли на ТВ- рекламу. Мы работаем в основном с женщинами. Если к ним выходит врач, тренер, психолог в мятом костюме, худой, изможденный, к такому тренеру почему-то и доверия меньше. И наоборот, хорошо одетый специалист излучает уверенность и заряжает ею клиентов. Начался период роста компании, сотрудники стали зарабатывать и решать свои насущные проблемы. А последние два года мы делаем шаги в создании интернационального проекта.
В чем Доступность оригинальность пониманию и вашей методики? выполнению.
Рекомендации простые для исполнения, надо просто делать. Подобных методик больше нет. Не мы придумали психотерапию, мы смогли превратить ее в технологию, которую можно тиражировать.
Есть ли у Вас Трудно отве- миссия? тить на этот вопрос. Думаю, что моя миссия — это сохранить команду. Мы собрали яркие индивидуальности, и это очень сложно. Несколько скорпионов в одной банке не уживаются. Нам когда-то профессор Панченко (он впервые в России показал, что избыточный вес можно снижать с помощью психотерапии) говорил: «У вас объединения не получится, потому что команда — это уравниловка». Это расписанные обязательства каждого перед командой. А психотерапевты — это индивидуальности, звезды. Нам удалось. Свою миссию
поэтому я вижу в том, чтобы больше звезд затягивать в нашу команду, и чтобы каждый нашел в ней свое место. Бриллиант может сверкать в оправе.
Почемужевам Профессор удалось Панченко — такое объединение? это поколение наших
отцов. Они выросли в авторитарном строе: я начальник, и все делайте, как я скажу. Мы во главу угла поставили демократичные отношения. Если кто- то выразит недовольство, я его буду слушать. Я постараюсь докопаться, войти в его положение. Президент не сможет решить проблемы отдельно взятого региона сверху путем указаний. Там есть директор, это он должен решать. Я должен ему помочь. И не мешать. Старшему поколению этого не удавалось.
А почему это Там вся коне удалось сделать манда рабо- в Америке, в Европе? тает на одну звезду, это мир индивидуальностей. А вот СССР, а теперь и Россия — это коллективистская страна, может, поэтому у нас и получилось.
Как будете Руководите- развиваться дальше? ли филиалов, в основном,
это наши томские специалисты. Органично в команду влилась питерская школа. Медицинское сообщество Питера и Томска очень близки по духу. Ведь во время войны часть профессорско-преподавательского состава из Ленинграда была эвакуирована в Томск. Я вижу дальнейшее развитие компании во внедрении системы франчайзинга. Сейчас определяющими становятся формальные критерии: качество, рентабельность, убытки и пр. Качество обеспечивается через элементы наставничества, когда старший сотрудник опекает более молодого. Это ежедневная работа. Мы проводим ежегодные конференции, где выступает только молодежь. Доклады, заключения, выводы. Также есть ежегодная аттестация сотрудников. Не прошел аттестацию — значит, не имеешь права работать с клиентом.
В нашей системе работает уже более тысячи человек. И сейчас наряду с общероссийскими конференциями мы проводим и региональные. Качество услуги, качество помощи, качество сервиса — пойдем в этом направлении.
От уборщицы до директора. Не знаю почему. У нас очень молодая компания. Я помню Александра Кондрашова пятикурсником. Он приходил несколько раз устраиваться на работу. Он был очень молодой… А сейчас он вырос в очень хорошего руководителя. Таких примеров множество.
АличноВы Во-первых, изменились? я стал увереннее. Во- вторых, я стал щедрее. Я чаще прислушиваюсь к себе Любая идея должна затронуть меня эмоционально, тогда она реализуема. Если эмоционально во мне ничто не меняется, я этого не делаю.
Что будет Надеюсь, с «Доктором Бормен- что у нас толем» через семь лет? будет мощный учебный центр. Надо передавать методологию, а методология — это учебный процесс. Как только мы сможем тиражировать методику, к нам из других стран врачи будут приезжать и учиться. Сейчас мы за границей рассчитываем на русскоязычное население. Это не перспективно. Мы должны работать в Китае на китайском языке, в Англии на английском языке, в Испании на испанском языке. А значит, готовить местных специалистов. Если это у нас получится, мы создадим настоящий бренд.